PR, Public Relations или Связи с общественностью, Пиар — технологии проектирования и реализации в различных общественно-политических системах с эффектом конкуренции образа физического или юридического лица (идеи, товара, услуги, бренда) соответствующего некоторым устремлениям и образу социальной группы. Понимают PR и в широком смысле – как управление самим общественным мнением, взаимоотношениями общества и госорганов (коммерческих структур).
«Пиарщик» — специалист в области пиара или специалист по созданию требуемого имиджа организации, личности, продукта, услуги в общественно-социальных группах, например, среди акционеров, служащих компаний, целевой аудитории. В распоряжении специалиста по пиару обычно находится СМИ, в том числе и электронные.
PR неразрывно связаны с рекламированием, маркетингом, пропагандой, агитацией, хотя бы и косвенно. Особняком стоит так называемый «Черный Пиар» и циничная форма определения пиара как искусство формирования общественного мнения путем формирования выгодного для получения прибыли представления о товаре (услуге).
Кроме черного PR существуют и розовый, жёлтый, серый, белый, коричневый, зеленый, а также самопиар, вирусный, конфликтный, социальный, судебный.
Такой феномен, как связи с общественностью имеет глубокие корни. Ещё Шумер, Вавилон, Древняя Греция, Китай, Древний Рим считали необходимым признать власть правительства и своей религии, что отражалось в искусстве красноречия, организации специальных мероприятий и т.д.
На Руси власти также использовали как государственный аппарат, так и церковь для управления. Была и обратная связь: каждый мог подать прощение в соответствующий госорган, а также главе государства. Такая практика отменена была Петром I, запретившим подавать государю личные челобитные по делам до рассмотрения соответствующими органами власти.